Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт
Фестиваль в Ноемберяне

МЫ СЕМЬСОТ ЛЕТ БЫЛИ ГРУЗИЕЙ...

Фестиваль документальных фильмов «Я человек» в Армении начался с небольшого городка с советским именем Ноемберян. Впрочем, от советского там осталось немного. Обычный провинциальный полусонный городок. Впрочем, полусонным он был, как рассказывают местные жители, не всегда.

«Вон там, за той горой - Азербайджан», - делая страшные глаза, рассказывает перепачканный мукой мальчуган. Он помогает в небольшой пекарне и рад возможности показать одну из главных достопримечательностей городка ...

Впоследствии многие показывали мне ту гору, за которой в десяти километрах - Азербайджан... Некоторые рассказывали, как именно оттуда обстреливали городок и показывали, куда именно ложились снаряды. Некоторые добавляли с сожалением, что раньше, до войны, запросто ездили в соседнюю страну. Другие с гордостью – «но мы их победили!» Другие рассказывали про убитых армянских пастухов на границе и угнанных коров. На мой вопрос, кто убивает пастухов, с уверенностью отвечали, что стреляли оттуда. Правда, пару раз, ответив так, собеседники задумчиво добавляли: «Хотя ведь и с нашей стороны кто-то, наверное, помогает им...»

Местный журналист Воскан Саркисян рассказал, что о случаях угона скота он сам не раз писал, но в целом в прессе об этом не принято говорить.

Второй «особенностью» Ноемберяна можно назвать и его близость к грузинской границе. Казалось бы, население должно больше знать о Грузии, торговые и другие связи поддерживать. Но на мой вопрос, какой была реакция местных на августовскую войну Грузии с Россией, отвечали: «На бензин цены сильно поднялись»... И уже потом заходил извечный разговор о том, кто прав и кто виноват.

Хотя, конечно, близость Грузии чувствуется. И прежде всего по автомобильным номерам. Многие местные покупают авто в Грузии и спокойно пользуются ими, не проводя растаможку в Армении. Им достаточно раз в месяц пересечь грузино-армянскую границу и все. Авто де юре остается грузинской, де факто – проживает в Армении.

Еще одна особенность Ноемберяна – его оппозиционность. Во время выборов всех уровней городок голосует за оппозицию. «Голосуете за Тер-Петросяна?», - спрашиваю я. «За оппозицию, - отвечают мне. – А во время Левона голосовали против него».

Решив купить армянский номер для мобильного, я зашел в офис «Билайна». Мне дали заполнить анкету. Анкета на армянском и на ней сразу в глаза бросается странная надпись – Rossiy. Затем шел армянский текст. Мне перевели – город Ноемберян, улица Ереванян. «А разве Ноемберян уже присоеденен к России», - пошутил я. «Это не мы. Это официальная анкета «Билайна». Ничего не знаем», - испуганно отвечает девушка за стойкой.

ФЕСТИВАЛЬ

Фестиваль в Ноемберяне Фестиваль в Ноемберяне
Ведущий фестиваля журналист
Воскан Сарксян
и гость фестиваля,
учредитель Осетино-грузинского гражданского форума Марина Мешвилдишвили
Самвел Бегларян
Самвел Бегларян
руководитель Тавушского отделения Союза писателей Армении
Рубен Гишян
Рубен Гишян
директор школы N 1 Ноемберяна
Cасун Эванесян
Cасун Эванесян
из села Коти
Сережа Амирагян
Сережа Амирагян
Мэр города Ноемберян
Феликс Меликян
Феликс Меликян
глава администрации села Коти
Сам фестиваль проходил в классическом Доме культуры времен СССР. Странно, но забегая вперед, скажу, что именно в этом душном зале проходили, наверное, самые интересные дисскусии после просмотров фильмов. Может быть, свою роль сыграла как раз «двойная» приграничность городка.

Сразу же после открытия к гостю фестиваля из Грузии Марине Мешвилдишвили подошел парень, представившийся учащимся колледжа Арменом. Его сбивчивый монолог невозможно в точности повторить.

«Чем я могу вам помочь?», - спросил он Марину. И, не дожидаясь ответа, продолжил: «Я сам рос в нищете, очень хорошо знаю, что это такое, я с детства работал, чтоб помогать семье, когда я служил в армии, убили моего товарища, я видел, как он умер, я не хочу, чтобы кто-то умирал... я, наверное, тоже как-то виноват в том, что произошло в Южной Осетии, я хочу хоть чем-то помочь грузинским беженцам...» Выпалив все это на одном дыхании, он протянул руку с зажатыми в ней мелкими монетами: «Купите беженцам хоть что-нибудь и от моего имени».

Наверное, говорить подробно о фильмах не стоит. В программе фестиваля не было ни одного фильма о конфликтах на Южном Кавказе. Документалистика об арабо-израильском конфликте, о войне в Чечне, о жизни в эмиграции.

В основном зал заполнялся школьниками, в том числе и из окрестных сел. Но были и такие, кто приходил на фестиваль, узнав о нем с расклеенных по городу плакатов с гордой надписью «Я человек». Как признался один из местных жителей Самвел, он пришел в Дом культуры именно из-за его названия.

«Мы давно забыли, что мы люди и нас заставляют жить инстинктами. Мы давно забыли, что мы жили раньше не только рядом, но и вместе с азербайджанцами. В фильме о чеченской войне я видел боль в глазах главных героев. Мы ноемберянцы, знаем, что такое война и видели ее, видели смерть, но забыли об этом. Фильм вывел нас из спокойной жизни, открыл небольшое окно в другой мир. И в нем мы увидели, что пока остаемся людьми», - сказал Самвел после просмотра фильма «Три товарища».

Фильм о Чечне вызвал достаточно бурную дискуссию. Директор школы N 1 Ноемберяна по фамилии Гишян, например, сказал, что фильм не дал ему ничего: «Это пропаганда. Нам показывают, как герой одного народа становится подонком для другого народа».

Cасун, 14 лет: «Я очень разочарован Россией из-за этого фильма. Я всегда считал Россию нашим защитником, но теперь понял, что она может пожертвовать целым народом из-за своих интересов. Я не хочу иметь такого защитника».

Женщина, около 35 лет: «Я помню, как война в Чечне освещалась в российских СМИ. Правда о войне стала проявляться потом. Этот фильм – часть темной стороны той правды, которую скрывают».

Девушка, 18 лет: «Никто не хочет войны. Нельзя говорить о том, что кто-то более миролюбив, а кто-то – более жесток. Пусть будут прокляты те, кто развязывает войны».

Самвел, 60 лет: «Меня поразил кадр, в котором на фоне большого города на склоне горы пасутся овцы. Для меня этот кадр стал символом того, что все мы являемся жертвами, что всех нас кто-то может принести в жертву для своих интересов».

Мэр Ноемберяна: «Сегодня Армения не воюет, но приграничная с Азербайджаном территория длиной в 38 километров не обрабатывается, что является социальной проблемой. Я так понимаю, что главная идея этого фестиваля – отказ от войн. Войнами не решить всех проблем, они несут лишь ненависть, которой не видно конца».

Глава администрации села Коти: «Я хочу верить, что лейтмотивом фестиваля был протест против войн. Может быть наши ученики – сегодняшние зрители этих фильмов завтра станут политиками и вспомнят, что проблемы, конфликты нужно решать только мирным путем».

Конечно, невозможно привести все цитаты всех выступавших. Зрители были самые разные, как и их оценки того или иного фильма. Как сказал самый активный зритель Самвел Бегларян, только по мнениям, высказанным после просмотров, можно было снять отдельный фильм.

А мэр города даже высказал идею сделать фестиваль в Ноемберяне ежегодным.

СЕЛО КОХБ

Сурен Абовян
Сурен Абовян
бывший директор Дома культуры села Кохб
В один из дней мы поехали в соседнее село Кохб. Первым нашим «объектом» стала местная школа, построенная в 1928 году. Учительский состав встретил нас у входа в школу, видно было, что учителя волнуются. Впрочем, причины для волнения выяснились достаточно быстро. Как нам рассказали сами учителя, им позвонили из администрации села и предупредили, что в школу едет... Далее цитата – «серьезная делегация по патриотическим вопросам (!!!)». А поскольку мы таковой делегацией не являлись, то и поднимать патриотический дух школьников не стали.

Затем мы посетили местный Дом культуры и его маленький музей. Экскурсию по музею проводил его бывший директор – 80-летний Сурен Абовян. Видно было, что он гордится своим детищем.

«Это фрагмент церкви XII века, - показывает он на небольшой камень с высеченным на нем крестом. – После землетрясения она ушла под землю. У нас все знают, что на той церкви были надписи на грузинском и армянском языках!»

«Да и вообще – мы 700 лет были Грузией (имеется в виду регион Лори – авт.)», - добавляет он. Эта фраза явно не нравится молодому сотруднику Дома культуры, который прерывает старика и предлагает нам продолжить осмотр и других помещений. Старик отмахивается и, подойдя к черно-белым фото-снимкам на стене, объясняет: «А это наши сельчане фотографировались с музыкантами, когда ездили в Город». «В Ереван?» - спрашиваю я. «Нет, нашим Городом всегда был Тифлис», - показывает он на выцветшее фото Тбилиси прошлого века.
Фрагмент с крестом
Фрагмент с крестом

АРТО

На последнем повороте, сразу за которым начинается Ноемберян, стоит нечто, напоминающее строительный вагончик. И только мангал перед входом и надпись на русском «Хинкали» дают понять, что это заведение общепита. Хозяин заведения Арто гордо именует его иногда «кафе», иногда – «столовой».

Надо признаться, что такого вкусного шашлыка я не пробовал больше нигде в Армении. Арто позже рассказывал о «хороших временах», когда он работал на рынке в Садахло: «Ко мне ходили кушать шашлык и азербайджанцы! А шашлык они мастера готовить».

В один из вечером мы заходим к нему перекусить. Как-то само-собой на столе появляется бутылка домашней грушевой водки. Арто подсаживается к нам, пьет за мир во всем мире и дружбу народов. Водка заканчивается, Арто подзывает свою единственную работницу Анжелу просит принести водку.

«У тебя работа стоит, а ты пьешь!», - возмущается она. Обиженный таким непониманием политической ситуации Арто объясняет: «Разве ты не видишь, к нам приехали гости, не могу же я их вот так отпустить – без прощального тоста?» Стоит добавить, что бутылки «для прощального тоста» появлялись на столе несколько раз. И каждый раз Арто обижался на Анжелу, которая никак не хотела понять, что нельзя гостей отпускать без прощального тоста ...

Он скучает по тем временам, когда работал в Садахло: «Всегда было много разных людей. Меня все знали. А сколько друзей у меня там было! И грузины, и азербайджанцы. Эх, эта война что с нами сделала?!»

Репортаж Ираклия Чихладзе
Сентябрь 2008
Ноемберян, Армения
Опубликовано: 17.11.2008


Фестиваль мира и прав человека в Армении проведен Кавказским Центром Миротворческих Инициатив при поддержке Фонда содействие Евразия - Армения за счет средств Агентства США по международному развитию - USAID
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого