Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт
Беслан Кмузов

УБИТЬ ВОЙНУ В СВОЕМ СОЗНАНИИ

Вообще, много нужно сделать. Хотя бы – понять, что произошло 14 лет назад. Тогда, на мой взгляд, в силу нашей общекавказской дикости, мы понятия не имели, о чем говорим, когда употребляли термины «абхазская нация», «грузинская нация», «независимость Абхазии», «территориальная целостность Грузии». Что стояло за этим? На мой взгляд, тогда и предположить никто не мог, чтобы абхазы стремились назвать «абхазами» людей другой национальности. Но сегодня абхазы говорят о необходимости интегрировать гальских грузин в абхазский социум. Этой идее уже лет пять, если не десять. Только раньше озвучить ее – значило оказаться крамольником.

То есть, сегодня понятие «абхазская национальность» распространяется гораздо шире, чем на одну этническую группу. Было ли подобное в 1992 году, когда депутаты-абхазы проголосовали за отделение от Грузии? Вряд ли... Ощущали себя абхазы частью грузинской нации? Вроде бы, никогда такого не было. Помню, раньше во мне это вызывало удивление и неприятие. Теперь – все равно. Следует исходить из данности.

Итак, есть абхазы, как формирующаяся нация. Есть понятие «абхаз», которое бытует в Грузии. Два этих понятия отличаются друг от друга. Равно как и понятие «грузин» по обе стороны Ингура имеют разное определение. Например, для абхазов грузины – это все, картлийцы, мтиульцы, кахетинцы, аджарцы, гурийцы, имеретинцы, тушины... Мегрелы, сваны, армяне и азербайджанцы никак не могут считаться грузинами с точки зрения абхазов. Интересно то, что относительно абхазов в Грузии нет единого мнения: кто это? Одни считают, что абхазы – это люди с фамилиями, оканчивающимися на «ба». Для других, например, историка Лорткипанидзе, – это грузины, жившие на территории от Ингура до Псоу. При этом, они напрочь не признают абхазов за коренных жителей. Мол, это пришлый народ с Северного Кавказа.

Вообще-то стоит заметить, что на самом-то деле, это абхазы поднялись в горы в 14-м веке. При этом, далеко не все абхазы, а только часть из них – абазгские племена. Сами абхазы делятся на два основных народа: абазги и апсилы. Абазги жили на территории от Псоу до Бзыби. Царство апсилов – от Бзыби до Келасури. По крайней мере, так было в 8-м веке нашей эры. Во время арабского нашествия в том же 8-и веке царь апсилов скончался, и его царство вошло в царство Абазгия, которым правил Леон первый. Если не верите мне, то прошу перечитать книгу «У стен Анакопии», написанную Михаилом Петрозашвили. Выпущена она еще в советское время, отпечатана в тбилисской типографии.

А то, что родственники абазгов – абазины, являются пришлым народом, так об этом им не давали забывать их братья-адыге... Вообще, интересная деталь: единственный народ, с которым за всю историю смогли ужиться абаза – это адыге. Видимо, сыграло свою роль понятие «гость», которое бытовало среди горцев ...

Впрочем, тема затронута другая: кого считать «абхазами» и как им жить рядом с грузинами. Как бы то ни было, но чтобы жить не по соседству, одному из двух народов придется переселяться на Марс.

Прежде чем каяться, сначала определитесь: перед кем конкретно каяться и за что. Может, пока грузинская сторона будет выяснять, и надобность в покаянии отпадет. Или напротив, почва благодатной окажется. Просто представьте себе, что на дуэли вы ранили своего друга. Он лежит, кровью истекает, а вы перед ним на колени падаете. Вряд ли его реакция будет одобрительной. Скорее, он еще больше разозлится. И правильно сделает: сначала нужно аптечку принести, кровь остановить, подождать пока шок пройдет, а уж потом – и покаяться можно. Да, кстати, еще нужно выяснить, из-за чего вы с ним стреляться вздумали, да и устранить причину. Или, как минимум, не затрагивать ее в ближайшем будущем. А то ведь опять за пистолеты возьметесь.

Так что я предложил бы грузинам сначала окончить войну в своем сознании. Для этого следует подсчитать, каково количество погибших с обеих сторон. Потом нужно определить, сколько все-таки беженцев находится на территории Грузии. Кстати, тут необходимо определить, кого следует считать беженцами, а кого – комбатантами. Может быть, кого-то следует признать и военным преступником.

Кстати, стоит поспрашивать и беженцев: кто конкретно приходил к ним в дома заниматься грабежом? Интересно было бы поговорить и с теми, кто шел через сванские деревни по Кодорскому ущелью. Кто их там грабил, убивал, насиловал? Сколько человек погибло при взятии Сухума?

Вообще, стоит подумать, так ли уж закрыта Абхазия для беженцев? Вот тут большой вопрос возникает. Кто-нибудь из беженцев пытался вернуться, при этом отказавшись от грузинского гражданства? На территории Абхазии ему выдадут поначалу форму №9. Далее человек обретает право на гражданство спустя пять лет после поселения в республике Абхазия. За это время у человека может полностью поменяться отношение к конфликту. И вполне возможно, что вернувшиеся грузины решат, что они все же являются гражданами республики Абхазия. Интересно, пойдет ли при этом правительство Грузии на такой шаг, как финансирование программы обучения абхазскому языку?

И все-таки, самое главное, стоит определить, как дальше быть с абхазами. Кто-нибудь интересовался, ждут ли абхазы покаяния и оправдания? Хотя, лучше не оправдываться – всегда унизительная ситуация. Но вот действительно, поговорить с теми, у кого погиб муж, брат, отец, сестра... А те, у кого погибли матери? Ведь были и такие случаи. Просто поговорить и спросить: а вы ждете извинений?

Стоит поговорить и с духовенством. Где сегодня хранится Бедийская золотая чаша? Где находятся фрески Моквинского монастыря, в котором была усыпальница абхазских властителей Шервашидзе-Чачба. Кто в Грузии говорит о гвоздях с креста Иисуса и о веретене Богородицы? Знают ли грузины, что эти реликвии были вывезены из Абхазии в Грузию еще до революции 1917 года? Как относится православие грузинское к переводу Евангелия на абхазский язык? Пошли дальше: делопроизводство на абхазском языке. Стоит его развивать или нет? И что готова сделать Грузия в этом отношении?

Мне интересна также история государственного архива Абхазии, который сожгли во время войны. Интересно, за что прострелили ноги научному сотруднику абхазского института языка и литературы Николаю Шенкао? Почему оказалась разграбленной государственная библиотека в Сухуме?

Наконец, я бы хотел услышать оценку действий абхазов в 19-м веке в отношении России. Дважды они терпели репрессии от русских войск. В первый раз – в 1834 году при насильственном присоединении Абхазского княжества, и во второй раз – по окончании русско-турецкой войны, во время которой они оказались единственными из кавказских народов, кто поднял оружие против русской армии.

Сегодня Грузия считает основным своим противником Россию. В то же время, повторюсь, никогда не было войн между Грузией и Россией. А вот между Россией и Абхазией войны были дважды. Может стоить спросить у абхазов, с чего это вдруг Россия стала другом? Может, есть объективные причины? Может быть, стоит чему-то и у северного соседа поучиться?

После 1875 года эти земли опустели. Только тогда абхазская проблема приобрела оттенки, которые привели к войне 1992-1993 годов. Нежелание понимать абхазов ни со стороны Тбилиси, ни со стороны Москвы привели к войне. Может быть, прежде чем говорить о возвращении грузин, следует поднять тему возвращения мохаджиров? Или президента Саакашвили этот вопрос мало интересует? Вообще интересно, что он знает об истории Абхазии. К сожалению, слишком мало грузин вообще что-либо знают об Абхазии.

Наконец, было бы очень интересно пронаблюдать за отношением Абхазии к развитию грузинского государства. Парадоксально, но факт: чем больше в Грузии развивается экономика, демократия и правовая защита, тем лучше для Абхазии, как для независимого государства. Причин этому несколько. Самая очевидная – это спокойствие в Зугдидском районе. Второе – возможность налаживания торговых отношений. Наконец, третий пункт – это возможность ссылаться на грузинский опыт развития государственности в переговорах с Россией. То есть, играет простая формулировка: у соседа больше демократии, живет он лучше, хочу так же, как у него. Нюанс: хочу не прийти к нему, а делать так же, как сосед. Из этого вопроса вытекает следующий: а для Грузии было бы выгодно иметь в качестве буфера между Россией независимое и невраждебное государство?

Есть ли в самой Грузии желание обсуждать эти вопросы?

Для де-факто властей Абхазии было бы неплохо, если бы об Абхазии вообще забыли. Но ведь фишка в том, что грузины знают только одно: была Абхазия наша, а теперь там хозяйничают русские варвары. И ярость благородная опять вскипает как волна. Особенно ярко это было видно в действиях трех студентов, задержанных в Абхазии. Олеги кошевые, в постановке чукотского театра. Опять пахнет войной. Опять на танках въедут те, кто понятия не имеет о том, за что воюет и против кого. Реакция абхазов на такую политику – просто очевидна. Чем дальше от человека, который нам угрожает – тем лучше.

Я не христианин. Мне чуждо понятие «покаяние». Есть дела, которые могут сказать больше, чем слова. Для меня также есть вещи, которые прощать нельзя, как бы кто ни каялся. Но это в моем понятии. Может, для кого-то по-другому.

Беслан Кмузов
11.05.07
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого