О ПРОБЛЕМЕ РОСТА НАЦИЗМА В РФ И УБИЙСТВАХ АНТИФАШИСТОВ
Текст выступления Станислава Маркелова на пресс-конференции по поводу убийства 21-летнего Алексея Крылова
Мне не очень хотелось приходить. После каждого убийства идет ответ в виде пресс-конференции, на которых обсуждается одно и то же - жалобы на действия правохранительных структур, в первую очередь милиции, сентенции "не пора ли прекратить безобразие". В данном случае я отойду от этих канонов. Ситуация качественно изменилась с этого года. Оба этих тезиса изначально неверны. За последнее время прямых жалоб на не работу правоохранительных органов (а я постоянно работаю внутри), в первую очередь милиции, у меня нет. Они действительно пытаются работать по теме наци-движения. Они были готовы и раньше, но кто-то не давал отмашку. Кто - это вопрос к вам, журналистам.
Другое дело, что да - резко отличается ситуация в Москве, Питере от ситуации на местах. Там говорят "Это ваша беда, у нас её нет". Хотя всё наоборот - именно в регионах бесчинствуют нацисты беспрепятственно. Там происходит то же самое, что в Москве и Питере хотя бы год назад - нацистское движение пытаются представить как хулиганов. Но сотрудники милиции не умеют работать в этой теме. Проведенная операция "Скинхед" вызвала бурю анекдотов, потому что сотрудники милиции ловили людей по классическому скиновскому виду (бритый, шнурованные ботинки). В таком виде нацисты не ходят в Москве и Питере уже лет 5-6. Они стараются как только можно маскировать под обычных граждан.
Как только отрабатывает милиция, дело уходит в тину. Прокуратура и суды откровенно их сливают. Дело Рюхина - самый яркий тому пример. Это прямое убийство, которое вдруг, при наличии трупа, при наличии пойманных за руку прямо на месте лиц, при наличии опознания этих лиц, за день до окончания следствия переквалифицировало в хулиганку. Я обычно как адвокат сталкиваюсь с обратной ситуацией, когда людей натягивают на более тяжелое преступление. Такая ситуация есть. Но сейчас вопрос не к правоохранительным органам. Они что-то делают, как могут - да, коряво, да, не разбираясь в тематике. И вопрос не только к тому, как работают оперативники, ппсники, прокуротурщики и судьи. Потому что проблема зашла внутрь и говорить "прекратим безобразие" поздно.
Сейчас распалась умеренная часть националистического движения (или её искусственно разгромили), и они сами все сознательно ушли в подполье, расширили влияние своего подполья и стали провоцировать именно появление войны. С начала года мы наблюдаем резкую активизацию нацистских нападений, как на представителей другой национальности, так и по антифашистской линии. Это делается с целью прямой провокации вооруженных действий, как тут сказали гражданской войны, я не уверен, что она будет малой гражданской войной.
Во-первых по общей симптоматике возраст участников нацистского движения - обычно это караланы по 14-18 лет, заметно вырос. Руководят ими люди по 30-40 лет. Во-вторых резко увеличилась массовость. Если раньше это был некий клубный уровень, то есть собрались, попили пива на улице, кто-то нерусский не понравился и напали. То теперь появились группы, которые не занимаются вообще никакой идеологией, занимаются только боевыми нападениями.
Совершенно верно сказано, что стараются в войне фашистов с антифа нападать не на основу антифа, потому что могут дать сдачи, а именно спровоцировать на людей внешних к этой среде. Случай с Алексеем Крыловым - очень показательный момент. Вчера только благодаря тому, что антифашистская акция была вовремя переведена в другое место, удалось предотвратить массовые столкновения. Но по ошибке СМИ задержанных фашистов на пушкинской площади с нож-штыками с "Осами" со всей экипировкой приняли за антифа.
Мы находимся в ситуации, в которой война уже развязана. На острие оказались именно эти две группы, потому что с другой стороны-то никого нет. Кто провел за это время мемориальную акцию по поводу убитого? В политическом мотиве убийства никто не сомневается, о хулиганстве может говорить только тот, кто хочет сознательно этот мотив прикрыть. Никакие это не хулиганы. Такие же разговоры были в августе прошлого года, когда убили Илью Бородаенко нападавшие с холодным оружием и криками "убей антифа!". Но никакие политические силы никаких даже заявлений не сделали по этому поводу. Только антифа провели собственную акцию. Дело в том, что эта война находится вне сферы привычной нам политики.
И вообще все политические силы, которые занимаются выборами, маршами, не знаю, согласных, несогласных, они к этому не имеют никакого отношения. У них там свои казенные антифашисты, своя оппозиция, которая не хочет влезать в это, потому что здесь можно не пиар приобрести, а реальные жертвы получить. Извините, нынешний состав оппозиции стал во многом совпадать с нацистским активом. Я говорю это на полном основании и подчеркиваю это. Последнее задержание - Яков Горбунов, фашист, который нанес 14 февраля множество ножевых ранений представителю антифа, он один из гауляйтеров, активистов НБФ - это осколок лимоновской НБП.
Теперь посмотрите на оппозиционные акции - это те же самые люди. То есть на фашистские акции они выходят с ножами, а потом идут к демократам размахивать флагами, естественно, имперскими, которые стали чуть ли не официальными знаменем "Другой России".
Противостояние фашистов и антифашистов - это реальные политические столкновения, которые постепенно переходят в разряд войны, где правоохранительные силы просто упустили время, дав образоваться огромному нацистскому подполью. Ему реально противостоят только антифа, которые появились скорее не из политического, а личностного выкрика "Достали уже, потому что они начинают командовать в городах и на улицах, устраивать рейды!" Постепенно это перешло в состояние молодежной войны, где юридические дела просто некая вершина айсберга. СМИ плохо освещают проблему, потому что им надо либо сообщать о проправительственных акциях, либо о положении очередного опального олигарха.
Улица постепенно начинает определять нашу жизнь, потому что реальные столкновения происходят там и это намного важнее, чем та внешняя политика, о которой мы говорим. Нужно отметить очень болезненный симптом - фашистам удаётся спровоцировать эту войну. В результате последних нападений они вызвали реакцию диаспор, которые всегда были очень тихими. А последняя их встреча с мэром Лужковым закончилась не просто претензией, а ультиматумом. Потому что находится гражданам Средней Азии или Дальнего Востока в Москве не то, что опасно - они как на минном поле.
В этой войне уже снят вопрос о fair play (честная игра – термин употребляемый в основном футбольными фанатами, означающий не использование подручных средств в драках – ножей, костетов и т. д.). Это уже не просто драчки футбольных фанатов, а реальные боевые действия в рамках определенных городов. География значительно расширяется, события приобретают общероссийский, даже общеснгшный масштаб.
Вопрос сейчас не в том, как остановить это, главный вопрос - как реагировать.
Станислав Маркелов
20-03-08
Опубликовано: 21-01-09