Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРУЗИНОМ....?

Георгий Ванян
Интервью Георгия Ваняна - Регине Егоровой-Аскеровой

- Что значит быть грузином / армянином / азербайджанцем?

- Такие категории идентичности как армянин, азербайджанец, грузин я бы отнес к атавизму советского времени, который очень трудно поддается трансформации. Гораздо легче создавать новую идентичность, чем переосмыслить созданную тоталитарной машиной категорию. «Лаборатория советского национализма» один из «успешных» проектов империи, который не только тормозит развитие постсоветских обществ, но и является важной политической базой имперского реваншизма. Быть грузином/армянином/ азербайджанцем значит искать причины своих проблем везде и во всех, но не в себе, и не у себя.

Быть армянином (по аналогии смею сказать - быть грузином и быть азербайджанцем) значит быть не только оканемевшим гомофобом, это значит быть солдатом шеренги, не быть индивидуумом, личностью, и одновременно быть добровольной жертвой. Быть армянином означает добровольный отказ от общечеловеческих ценностей, добровольное принятие мышления «племени», «семьи», «гена», это изначальная конфликтность со всеми «не армянами» и самоизоляция, которая преподносится как высший акт гуманизма. Неуничтожение «других» - высшая добродетель. Вот такая у нас «национальная мораль». Мне легче говорить о «быть армянином», но на протяжении многих лет мои наблюдения проявлений «быть азербайджанцем» и «быть грузином» позволяют рассматривать эти категории как полностью идентичные, в историческом развитии это логично, потому что они все – порождения одной и той же тоталитарной системы.

- Что значит быть гражданином Грузии или другой страны?

- Понятие гражданства, на мой взгляд, напрямую отражает государственную политику, является зеркальным отражением конституционного строя, отражением особенностей системы управления. Такая казалось бы незначительная деталь, как реформа полиции в Грузии, имела огромное влияние на трансформацию чувства, понятия о гражданстве. Качество проведения выборов – тоже очень важный фактор. Если сравнивать Грузию с Арменией и Азербайджаном, то можно сказать, что Грузия на цивилизационную ступень выше своих соседей. В этой стране мы наблюдаем, как противоречия между «быть гражданином Грузии» и «быть грузином» приводят к большому прогрессивному скачку. Такая конфликтность приводит к прогрессу, формируется новая, современная цивилизация на Южном Кавказе. Это очень важный и очень ценный процесс.

Я опять осмелюсь провести аналогию, и сказать, что, к сожалению, категории «быть гражданином Армении» и «быть гражданином Азербайджана» на сегодня лишь формальность, это просто слова, без содержания. Понятие «быть гражданином» то же самое «что быть армянином». Гражданственность «проявляется» через деятельность (выражение идей, проекты, коммуникации) которая проходит по моральным установкам «быть армянином». Для того, чтобы пояснить свою мысль, объясню на примере. Армянин женится на женщине другой национальности, делает бизнес в Турции или включается в оппозиционную деятельность против кланово-олигархического правления в стране, но в тоже время понятие «национального единства» и проявления «национальных чувств» у него происходят в рамках кремлевской версии национализма – в рамках самоизоляции и жертвенности как наивысших категорий, в рамках негатива и невежественных традиций.

В отличие от Грузии, в Армении и Азербайджане нет общественно значимой конфликтности между «быть армянином/азербайджанцем» и «быть гражданином Армении/Азербайджана» , не чувствуется и не осознается вакуум, не чувствуется подмена. Есть конфликт только в каждом человеке, на личностном уровне, есть конфликт на уровне подсознания, который приводит людей к неверию, к пассивности, к прострации. Без явного конфликта не происходит переосмысления, поэтому на идеологическом поле царствует демолиберальный этнонационализм, в своих проявлениях клинический случай раздвоенности, сосуществования взамоисключающих моральных установок.

Каждая нация в истории своего формирования переживала кратковременный период противопоставления «другим», период канонизации «своих» и «чужих», для обозначения своих религиозно-культурных и территориальных границ. Но при естественном развитии эти периоды агрессии и самоизоляции длятся недолго, это своеобразный массовый аффект, который каждый народ преодолевает благодаря механизму человечности и механизму выживания в развивающемся и разнообразном мире.

Кремлевская лаборатория «заморозила» наши народы в состоянии этого аффекта, Карабахский конфликт разморозил этот аффект, потом мы опять попали в замороженное состояние, то есть по сути два народа вернулись в уже несуществующее пространство СССР, получив формальную независимость вместе с этническим конфликтом. Конфликтом, который при искаженной национальной идентичности преувеличивается, гиперболизуется. Введенные в состояние аффекта оба народа мирятся с периодичными человеческими потерями, слепо верят в невозможность преодоления и разрешения конфликта.

Карабахский конфликт ставит в зависимость понятия «быть азербайджанцем» и «быть армянином», именно конфликт породил те системы правления, которые есть сегодня в Армении и в Азербайджане. Есть, конечно, большая разница в политической культуре, в степени суверенности, в структурах управления этих двух стран. Я сейчас не хочу углубляться. Хочу только отметить, что на сегодня, в отличие от Грузии, гражданственность, чувства и проявления гражданственности как панацея от искаженных категорий национальности отсутствуют и в Армении, и в Азербайджане.

- Что значит быть кавказцем, и жизнеспособна ли теория о общекавказской региональной идентичности?

- Быть кавказцем по версии кремлевской лаборатории народов, это значит сдерживать в себе агрессию армянина, грузина, азербайджанца, созданных в той же лаборатории. Это состояние, когда каждый держит нож за спиной. Это жизнь на минном поле замедленного действия. С внешней стороны это категория русского шовинизма, категория «других».

Но есть естественная социально-историческая кавказская идентичность, идентичность людей, которые живут на Кавказе, между империями и культурами, между современными Турцией, Россией, Ираном. Это идентичность разнообразия, идентичность жизни не на обочине, а в центре торговых путей, в центре обмена, в центре конкуренции больших держав. Механизмы выживания, стремление к прогрессу, модернизации, стремление исключить применение силы, стремление получить все блага цивилизации взамен на лояльность – вот черты той идентичности и той культуры, которую можно назвать кавказской. При этом, разнообразие и гибкость – ключевые слова.

Культура Кавказа не навязчива, она несет в себе большой потенциал. Остракизм, изолированность горцев и стремление стать частью глобализируемого мира вполне гармоничны в этой культуре. Диссонанс, конфликтность, искажения вводятся извне, тоталитарными режимами, грубой агрессией. На современном историческом этапе источник этой агрессии – неоимперские амбиции Кремля.

- С какими сложностями самоопределения сегодня сталкиваются народы Кавказа?

Сложности состоят в тех искажениях, которые достались нам от советского периода. Повторюсь, создавать новое гораздо легче, чем переосмысливать уже внедренные лжепонятия, уже внедренную систему ценностей.

Надежду на трансформацию дает нам существование и развитие модели Грузии. Народам Кавказа нужен Центр, нужен источник, иначе их ждет ассимиляция. Этот центр сегодня Грузия. Естественный Центр.

- Как формируется гражданское общество на Кавказе? Может ли в этом помочь история и традиционные институты Кавказа?

- Трудно однозначно определить понятие «гражданское общество». Если рассматривать его как часть политической системы, то это лишь будет элементом отражающим данную систему, по сути, незначительным элементом, который подменяет понятие «интеллигенция». Но если рассмотреть процесс формирования гражданского общества как процесс изменений «снизу», здесь на первый план выходит важность коммуникации, важность культурного обмена. И снова скажу о Грузии. Грузия как модель, как образец возможного, как пример абсолютно доступный для Кавказа – является главным катализатором изменений «снизу» в соседних странах. Я имею в виду не навязанную политическую экспансию Грузии, а естественный обмен, опыт, знание, распространение прогресса через культурную общность.

19-06-14
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого